К 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне

Архивные копии районной газеты отражающие даты начала и окончания войны

Посвящается труженикам тыла…

«Прошу зачислить меня в ряды Красной Армии, ибо считаю долгом принять самое активное участие в защите моей Родины от фашизма, в борьбе с ним я с гордостью отдам свою жизнь…»; «Убедительно прошу добровольно зачислить меня в ряды Красной Армии, т.к. я в первых рядах желаю защищать нашу любимую Родину…»; «Прошу райвоенкомат добровольно принять меня в ряды Красной Армии, т.к. я всей своей счастливой жизнью обязана моей Родине, и клянусь ей, что я буду служить честно, не жалея своей крови и жизни…»; «Прошу меня зачислить в ряды Красной Армии для защиты моей любимой Родины от посягательств ненавистного фашизма. У меня уже четыре брата защищают от фашизма родную землю, убедительно прошу меня зачислить пятым. Я сын рабочего и сам рабочий и можете на меня положиться, что я с честью выполню в армии любое задание…» (газета Кильмезского района «За социалистическую деревню», 1941 год).

Такие письма писали в Кильмезский райвоенкомат наши с вами соотечественники, председатели колхозов, председатели сельских советов, рабочие, беспартийные, наравне с мужчинами женщины, надеясь на скорейшую победу. Люди и представить себе не могли, как долго продлится эта жестокая война…

Война стала испытанием для всего нашего народа и была не только на передовой, но и в тылу. Все предприятия были переведены на военное положение, установлен одиннадцатичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя, отпуска отменялись, а сверхурочные работы стали обязательными. Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Из-за потери густонаселенных западных районов и мобилизации в Красную Армию значительно сократилась численность работников. Сильно ухудшились условия жизни советских людей. Снизилось потребление мяса, хлеба, молочных продуктов. Нехватка продовольствия вызвала жесткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар, кондитерские изделия и другие продукты. Было установлено несколько категорий нормированного снабжения: к первой категории относились рабочие оборонной промышленности, ко второй — рабочие других отраслей, к третьей — служащие, к четвертой — иждивенцы и дети. Инженерно-технические работники приравнивались к рабочим соответствующих предприятий. К рабочим были приравнены врачи, учителя, работники культуры. С осени 1943 года по первой категории выдавалось 700 грамм хлеба в день, по второй — 500 грамм, служащие получали 400 грамм, дети и иждивенцы — 300. Чтобы отоварить карточки очередь к дверям магазина занимали с ночи. Нередко оказывалось, что хлеба на всех не хватало. Карточки выдавались на месяц и при утрате не восстанавливались. Потеря карточек, особенно в начале месяца, означала голодную смерть. Свободная продажа нормируемых продуктов не запрещалась, и это позволяло людям, имевшим деньги или ценные вещи, приобретать продукты на рынке, где цены превышали довоенные в среднем в 13 раз.

Колхозникам карточки не выдавали, они остались вне системы нормированного обеспечения — без соли, без сахара, без хлеба — фактически на одной картошке с собственного огорода. Выживали колхозники за счет приусадебных участков, хотя те и были обременены налогами и различными обязательными сборами. Обязательный минимум трудодней был увеличен до трехсот в год. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству.

Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. Тракторы, лошади изымались для нужд фронта. В армию ушли практически все мужчины призывного возраста, большинство трактористов-механизаторов. Основу работников сельского хозяйства составляли женщины, они и освоили трактор, наравне с ними трудились старики и дети. По воспоминаниям детей войны, работали все: и взрослые, и даже пятилетние малыши. В основном дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски. Взрослые, закончив с полевыми работами, отправлялись на лесозаготовки.

Военное время отразилось и на учебном процессе. На уроках русского языка к обычным темам сочинений добавлялись такие как «Чем я помог фронту». На диктантах учителя читали газетные заметки о подвигах армии, пионеров и комсомольцев.

«Все для фронта! Все для Победы!» — под таким лозунгом каждый отдавал свои силы, чтобы обеспечить Советскую Армию всем необходимым для полного разгрома врага.

По материалам газеты «За социалистическую деревню» и сети Интернет