Дом, расположенный по адресу: улица Советская 52. Долгие годы в нем располагались организации, деятельность которых так или иначе была связана с лесом в районе (лесхоз, леспромхоз, ОРС).
У краеведов он значится как дом лесопромышленника Гусева, что документально не подтверждено. Вполне вероятно, что где-то в середине 19 века он и был построен им для своей семьи, либо его построило государство для лесников, служивших в районе.
Дом-долгожитель построен из лиственницы, такие дома могут простоять 200−300 лет. Строительство дома из этой породы дерева не мог себе позволить простой крестьянин. На период 1885 года в Кильмезском перворазрядном лесничестве служил лесником Михаил Игнатьевич Зубелевич. Его внук пан Юрек в 2014 году приехал из Польши в Кильмезь посмотреть на дом и село, где жили его дед (коллежский советник Зубелевич), бабушка (дворянка Елена Кнобельсдорф) и тетя София. Вполне возможно, что семья и проживала в этом доме, так как пан Юрек утверждал, что по рассказам предков дом был большой и двухэтажный. Более подробно о семье Зубелевича можно прочитать в статье газеты «Сельская трибуна» (скан копия прилагается).
Еще одно из интересных свидетельств обнаружено на чердаке дома, об этом тоже писала газета «Сельская трибуна» (скан копия прилагается). Надпись мелом на стойке «Лазилъ Викторъ, Элла и Ана, Фролъ Эгертъ 1879 год» — 135 лет прошло с момента нанесения этой надписи. На просторах интернета удалось обнаружить, что Эгерт-фон Александр Петрович, Елабужский потомственный дворянин, в период с 1866—1876 годы служил лесничим первого Елабужского лесничества Вятской губернии, а с 1883 года старшим лесным ревизором Вятской губернии. Он мог приезжать с проверками или проездом из Вятки в Елабугу, просто погостить с детьми в доме лесника, как коллега.
В 1918 году леса России были национализированы, а в 1930-м году образованы лесхозы и леспромхозы. Именно в это время в доме расположились Кильмезские лесхоз и леспромхоз. У этих, одних из старейших организаций, большая и славная трудовая история, о которой нужно рассказывать отдельно. А у старожилов Кильмези остались воспоминания о детских ёлках, которые проводились в зале на первом этаже дома, двери которого выходили на балкон. Двери из лиственницы в доме были высокими, с интересными ручками в виде морских раковин или ладони человека. Во дворе стояла огромная деревянная бочка, выполнявшая роль пожарного водоёма, крышки не было, и заполнялась она естественными осадками. Дети зимой на основе замерзшей бочки сооружали горку и катались с неё. Почту в лесхоз и леспромхоз доставляли самолётом и скидывали посылку с красным флажком в районе дома. Кто первый из детей ее находил, тот получал поощрение. Вдоль дома по улице Советская росла аллея лип, деревьев-долгожителей, высаженных лесниками, знавшими толк в ведении лесного хозяйства.
В 1960-х годах в государстве произошло разделение лесного хозяйства и лесной промышленности, и лесхоз переехал в здание по улице Колхозная. В 1976 году в состав Кильмезского леспромхоза был передан Кильмезский сплавной участок Усть-Кильмезского рейда и леспромхоз переехал в здание сплавного участка по улице Набережная. В доме остался отдел рабочего снабжения Кильмезского леспромхоза, и находился там вплоть до ликвидации. Часть дома слева, где до 60-х располагался лесхоз, в 1990-х годах была разобрана, вероятно по причине ветхости. В настоящее время в доме располагается магазин.
краеведческого музея, муниципального архива,
краеведа Т.А.Сморкаловой
подготовила зав. архивным сектором О. Огородникова