Точная дата образования Кильмези не установлена. Её считают от даты первого упоминания в 1667 году в письменных источниках о земле Вятской российского археолога, земляка вятчан — Спицына А.А. Об этом в документах Кильмезского краеведческого музея имеется справка.
Через село проходил знаменитый Сибирский тракт, во многом определявший уклад жизни кильмезян. По всему тракту жители высаживали березы, в Кильмези их называли «александровскими». Крестьяне должны были делать и изгороди, защищающие берёзки от скота. Также на тракте были утверждены единые цвета для сооружений: белый с черными полосками для шлагбаумов и столбов, для зданий белый фасад и черная крыша. На столбах (верстах, т.к. устанавливался через каждую версту) указывалось название села, количество «душ» в нем проживавших и расстояние от начала до конца тракта. В Кильмези такой верстовой столб у церкви простоял до 40-х годов прошлого века. Значимость тракта снизилась со строительством Транссибирской железной дороги, но в годы ВОВ, когда железная дорога была перегружена, тракт восстановили, и через Кильмезь в Сибирь везли эвакуированных.
Более 100 лет назад село было небольшим и растянуто в одну линию начиная с «Малаховой горы» (ул. Нагорная) до кладбища. В последствии были построены больница, ветлечебница, школа и Кильмезь начала «обрастать» второстепенными улочками. На площади около церкви располагались торговые ларьки и каждое воскресенье проводился, так называемый в народе, «базар». Свой товар местные торговцы завозили с Нижегородской ярмарки. Торговать приезжали и жители близлежащих сел.
Церковная ограда вокруг красавицы Троицкой церкви была построена из белого камня с элементами из металла, а кладбищенская из красного кирпича. С приходом Советской власти их разобрали, т.к. потребовался камень для строительства фундаментов. Также для этого были использованы надгробные камни могил прихожан, захороненных на церковном кладбище.
Порядок на дорогах соблюдали всем миром. Владельцы домов, чей фасад выходил на дорогу, следили за исправностью придорожных канав, тротуаров, убирали снег зимой. Для ремонта дорог земство давало разнарядку, по которой зажиточные крестьяне, купцы давали деньги или стройматериалы (лес, камень), а сельское общество направляло на ремонт нужное количество сельчан. Первые «дорожники» появились ближе к 1901−1902 годам.
История Кильмези интересовала кильмезян во все времена и нашла свое отражение на страницах районной газеты в виде воспоминаний, предлагаем вам ознакомиться с данными статьями (скан копии прилагаются).
Интересный факт! Населенные пункты с одноименным названием Кильмезь есть в Сюмсинском районе республики Удмуртия, так называемая «четвертая площадка», а также до 2000-х были в Юрьянском и К-Чепецком районах. В Сюмсинском районе поселок был назван по реке Кильмезь на которой он возник, а вот истории названия других одноименных деревень нам неизвестны.
По документам Кильмезского
муниципального архива, Кильмезского
краеведческого музея, Кильмезской
районной библиотеки, сети интернет
подготовила зав. архивным сектором
О.Ю.Огородникова