Право граждан на обращение

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Данная конституционная норма находит свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее — Ф. З № 59), который вступил в юридическую силу 02.11.2006.

Обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме иди в форме электронного документа предложение, заявление или жадоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Порядок подачи и рассмотрения обращений органами государственной власти и местного самоуправления регулируется Федеральным законом № 59, включает следующие положения:

  1. Право на обращение имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом), объединения граждан, в том числе юридические лица.
  2. Праву граждан обращаться в органы государственной власти соответствует обязанность уполномоченных органов и должностных лиц работать с обращениями граждан (принимать их, рассматривать в установленные законом сроки и принимать решения). Лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ст. 5.59 КоАП РФ).
  3. Закон не предусматривает сроков для подачи обращения.
  4. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:
    • либо наименование государственного органа (органа местного самоуправления), в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
    • свои фамилию, имя, отчество (в противном случае ответ на обращение не дается — ч. 1 ст. 11 ФЗ № 59);
    • почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, адрес электронной почты, если ответ должен быть в форме электронного документа (в противном случае ответ на обращение не дается — ч. 1 ст. 11 ФЗ № 59);
    • излагает суть предложения, заявления или жалобы;
    • ставит личную подпись и дату;
    • вправе приложить к письменному обращению документы и материмы либо их копии.
  5. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
  6. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать мотивированный ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов.

В случае нарушения государственными органами власти и органами местного самоуправления права гражданина на обращение, либо при несогласии с результатами его рассмотрения, гражданин вправе обратиться в органы прокуратуры для проведения проверки законности принятого уполномоченными органами решения.

За нарушение сроков и порядка рассмотрения обращения граждан для должностных лиц предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 Кодекса об административных правонарушениях РФ

О результатах размещения информации прошу сообщить в прокуратуру района в письменной форме в срок до 31.12.2019.

Прокурор района, младший советник юстиции О.А. Олин