2019 год начался с крупных изменений в законодательстве. С 1 января этого года вступили в силу положения, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.

Категорирование объектов по степени воздействия на окружающую среду реализуется с 2015 года, и в конце 2016 года большая часть объектов получила свидетельство о постановке на учет.

Обязательными для всех четырех категорий мероприятиями остались паспортизация отходов, ведение учета в области обращения с отходами и ежегодная сдача отчетности по форме 2ТП-отходы. При осуществлении пользования водными объектами дополнительно объектами второй, третьей и четвертой категорий сдается отчет по форме 2-ТП (водхоз), отчет по форме 2-ОС, сведения по формам 6.1, 6.2, 6.3, 3.1, 3.2, 3.3. Если предприятие любой из четырех категорий является производителем или импортером товаров, то им должны выполняться нормативы утилизации либо уплачиваться экологический сбор.

Обязанности по остальным формам отчетности и разрешительной документации, предусмотренные действующим законодательством, теперь напрямую зависят от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Ввиду того, что объектов 1 и 2 категории НВОС на территории нашего района нет, информацию по ним приводить не стану, рассмотрим подробно обязанности владельцев объектов 3 и 4 категорий.

Третья категория объектов НВОС сдает следующую отчетность:

—  отчет по форме 2-ТП (отходы), отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Объект третьей категории утверждает программу производственного экологического контроля и сдает отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК. Обязательным для объектов третьей категории является такой документ, как разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии таких воздействий) и план мероприятий по охране окружающей среды (в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов).

У объектов, отнесенных к четвертой категории, и у объектов, категория которым не присвоена, к числу обязательных мероприятий отнесены паспортизация отходов, ведение учета в области обращения с отходами и ежегодная сдача отчетности по форме 2ТП-отходы.

Ожидают нас изменения и в механизме взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по внесению платы закреплена за объектами первой, второй, третьей категории и за объектами, категория которым не присвоена. С 2019 года, при определении платы за НВОС будут применяться коэффициенты:

  • коэффициент 0— за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. То есть, снова плата за НВОС вообще не взимается при полном использовании отходов.
  • коэффициент 1будет использоваться, если объем или масса выброшенных веществ, сброшенных веществ, размещенных отходов лежит в пределах нормативов/лимитов.
  • коэффициент 25— за объем или массу выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов, а также за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления.
  • коэффициент 100— за объем или массу выбросов, сбросов, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

С 1 января 2019 года при исчислении платы за НВОС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Одним словом, если предприятие относится объекту третьей категории (или категория не присвоена), при этом не имеет утвержденных до 1 января 2019 года действующих проектов нормативов, на объекте не разработана и не утверждена программа экологического контроля, плата за воздействие на окружающую среду будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов.

Ответственность за нарушение требований экологического законодательства установлена Федеральным Законом Российской Федерации № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.:

КоАП РФ Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. (Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо).

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей).

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей).

Получить консультацию по отнесению объектов к той или иной категории, услуги по постановке объектов на учет, по разработке программы экологического контроля, можно в КОГБУ «Областной природоохранный центр» — отдел охраны окружающей среды и экологической безопасности в Кильмезском районе, по адресу: пгт. Кильмезь, ул. Советская, 79, офис 208. Телефон для справок: 2−17−53.