ДТП без участия ГИБДД

Главный государственный инспектор МО МВД России «Кильмезский» разъяснил правила оформления дорожно-транспортных происшествий

В последнее время одним из самых острых вопросов людей «за рулем» стал вопрос оформления дорожно-транспортного происшествия после вступления в силу регламента работы ДПС. Согласно этому документу сотрудники Госавтоинспекции больше не выписывают справки об аварии.

На вопросы наших читателей отвечает начальник ОГИБДД МО МВД России «Кильмезский» майор полиции Александр Николаевич Кашин.

— Александр Николаевич, давайте начнем с того, что, допустим, произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие и есть пострадавшие. Как быть водителям в этой ситуации?

— Здесь особых изменений нет. Так же как и раньше при аварии, в которой есть пострадавшие, водитель обязан оценить обстановку, вызвать на место происшествия «скорую помощь» и ДПС. В крайнем случае, самому доставить пострадавшего в больницу и вернуться на место ДТП.

—  А если произошло простое ДТП?

— По правилам водители могут обойтись без сотрудников ГИБДД, то есть оформить европротокол. Если в аварии «пострадали» только два автомобиля, включая их прицепы, нет жертв и увечий, если оба водителя застрахованы по ОСАГО, есть согласие в обстоятельствах происшествия, а сумма ущерба явно не превышает 50 тысяч рублей, то европротокол — самый простой случай.

Достаточно заполнить бланк извещения о ДТП. Один водитель заполняет свою сторону, другой другую. Требуется еще нарисовать схему происшествия и указать поврежденные детали. А затем необходимо поставить свои подписи под соответствующей колонкой. Бланк извещения, который выдается в страховой компании — самокопирующийся. После заполнения основного листа достаточно разделить документ пополам. При этом не важно, у кого на руках будет первый экземпляр.

Важно другое: оба участника ДТП должны подать в свою страховую компанию свой экземпляр извещения в течение 15 суток. В противном случае водителю, которого признают виновником, придется самому расплачиваться со своей страховой компанией. Но, отмечу еще раз, это правило действует, если в аварии нет пострадавших, не причинен ущерб третьим лицам: то есть, не сбиты дорожные ограждения, заборы, деревья, которые тоже могут быть чьей-то личной собственностью, и у водителей нет разногласий в обстоятельствах ДТП.

— До недавнего времени было так: если водитель покинет место аварии, то у него вырисовывалась перспектива лишиться «прав» на срок от одного года до полутора или получить до 15 суток ареста, в связи с чем, многие до сих пор просто «остаются на месте». Как действовать сейчас?

—  Действительно, раньше при ДТП правило было одно — оставаться на месте и ждать сотрудников полиции. Сейчас правила оформления ДТП изменились. В ПДД (п. 2.6 прим.1) четко прописаны случаи, когда водитель не «может», а «обязан» изменить местоположение машин на проезжей части после аварии. В частности, когда ДТП обошлось без жертв и пострадало только «железо», водитель должен убрать машину с дороги в случае, «если движению других транспортных средств создается препятствие». Предварительно зафиксировав местоположение всех относящихся к ДТП машин, предметов и ориентиров на местности с помощью средств фото- и видеофиксации. А также записать данные свидетелей. Далее, если участники ДТП согласны друг с другом в его причинах, они отправляются в ближайшее подразделение ГИБДД.

За нарушение этого правила водителям сейчас грозит согласно статьи 12.27 ч.1 КоАП: штраф в размере 1000 рублей за «невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с дорожно-транспортным происшествием».

— Если вариант с европротоколом не проходит, например, ущерб явно выше 50 тысяч рублей или обстоятельства ДТП вызывают разногласия — впору вызывать инспектора?

— Если претензии все-таки есть, то есть возможность также обойтись без вызова ГИБДД.

Нужно позвонить в дежурную часть. Дежурный Вас выслушает и предложит заснять на смартфон или фотоаппарат все обстоятельства аварии. То есть где произошло столкновение. Важно, чтобы в кадр попали неперемещаемые объекты. Например, дома, торговые центры, стационарные знаки, светофоры… Снять детально все повреждения автомобилей. На всякий случай можно составить схему аварии и отправиться к назначенному времени в подразделение ГИБДД, в котором это ДТП оформят. Подавать первичные документы должны водители, которые участвовали в ДТП. Если дежурный из слов участников не смог понять, что же у них там случилось, в этом случае придется ожидать приезда экипажа ДПС, который будет разбираться уже на месте. Он же составит и схему происшествия.

— Какие же документы в ГИБДД водители получат «на руки»?

— В любом случае они не получат справки о ДТП. Выдается лишь определение о возбуждении административного дела или об отказе в возбуждении такого. Водитель получит «на руки» копию документа. Во всех этих документах теперь прописывается количество машин, участвовавших в аварии, их данные, данные водителей, данные собственников автомобилей, данные страховых полисов, а также повреждения, нанесенные каждому автомобилю.

Стоит иметь в виду, что возможные скрытые повреждения давно не заносятся в официальные документы ГИБДД. Определять ущерб — дело экспертов страховых компаний.

Таким образом, владельцы транспортных средств, учувствовавших в ДТП, могут смело обращаться в страховые компании и без документов из Госавтоинспекции.