В 2014—2015 годах гражданам 1967 года рождения и моложе предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как раньше, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии. Таким образом, выбор 6% тарифа накопительной части пенсии сопряжен с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда. В тоже время выбрать или сменить УК или НПФ можно одновременно с отказом от дальнейшего формирования пенсионных накоплений.
В связи с тем, что государство дало гражданам определиться с выбором и в 2014 году все взносы, которые работодатели перечисляют за своих работников направляются на формирование страховой пенсии будущих пенсионеров. При обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР Правительство Российской Федерации приняло решение продлить данные период и на 2015 год. Когда придет время для назначения пенсии, она будет назначаться исходя из этих сумм. Все пенсионные накопления, которые уже есть на пенсионном счете граждан, сохраняются за этими гражданами, продолжают инвестироваться и будут выплачены им с учетом инвестиционного дохода за все годы инвестирования при назначении пенсии.
Страховая пенсия, на которую в 2014—2015годах направляются все страховые взносы — это ответственность государства и она ежегодно индексируется государством минимум на уровень инфляции.
Накопительная пенсия — это ответственность частных компаний, подверженных изменениям рынка и риску убытков и банкротства в результате плохого управления. Она не индексируется государством и не защищена от инфляции, пенсионные накопления могут обесцениться. Обесценивание пенсионных накоплений прямо повлияет на реальный размер накопительной пенсии. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования в НПФ или УК. Зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат. Выгоду в данном случае получают только финансовые организации, поскольку им государством в обязательном порядке перечисляются взносы граждан, тогда как никакой реальной ответственности, в том числе взимания с них процентов за пользование взносами граждан, они не несут. А в случае убытков гарантируется лишь сумма уплаченных работодателем за работника страховых взносов,
Необходимо отметить, что данных маневр не связан с каким-либо дефицитом пенсионной системы, а направлен на сознательное усиление ее солидарного характера в рамках стандартных подходов к социальному страхованию граждан.