ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ПОЛИЦИЮ

В условиях деятельности системы органов внутренних дел основополагающее значение имеет работа по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, иных правонарушениях, призванная обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.

Обязанность п\о приему заявлений и сообщений о происшествиях возлагается на дежурную часть межмуниципального отдела, а так же на всех сотрудников полиции. Сотрудники полиции не вправе отказывать гражданам в приеме сообщений и заявлений под предлогом обслуживания другой территории, работы в другом подразделении, недостаточности сообщаемых сведений для решения вопроса о наличии признаков преступления, а также по другим причинам.

Работа по рассмотрению сообщений о происшествии возлагается на начальника органа внутренних дел, либо лица, исполняющего его обязанности. Он же поручает рассмотрение сообщения конкретному сотруднику или группе сотрудников.

Сообщения о происшествии, вне зависимости от места времени совершения происшествия круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. То есть граждане имеют право обратиться по факту произошедшего в отношении них преступного посягательства к любому сотруднику полиции или в ближайший орган внутренних дел, а вовсе не обязательно по месту их прописки, либо проживания.

При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Письменные сообщения (заявления) о преступлениях или происшествиях граждане могут представить в орган внутренних дел лично (то есть непосредственно обратившись в дежурную часть отдела), при этом заявителю сотрудником дежурной части выдается талон-уведомление, в котором указывается дата и время принятия заявления, его регистрационный номер, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, а также звание и фамилия должностного лица, принявшего заявление.

Сообщения о происшествиях, поступившие в орган внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником территориального органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации.

Оперативный дежурный после регистрации сообщения о происшествии обязан принять меры реагирования в порядке, установленном законодательством: направить сотрудника, либо группу сотрудников на место происшествия для производства разбирательства.

Сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок не более 30 суток. Сообщения (заявления) о преступлениях рассматриваются, как правило в срок до 3 суток. Здесь не следует путать со временем выезда к гражданам сотрудников следственно- оперативной группы, так как они обязаны приступить к проверке поступившего сообщения немедленно, а сбор материала практически во всех случаях начинается с опроса лица, от которого поступило сообщение. В случаях, когда после обращения в орган внутренних дел сотрудниками полиции не принято мер реагирования, граждане могут сообщить об этом по телефону доверия УМВД России по Кировской области 8−8332−589−777, либо обоснованно обжаловать действия сотрудников полиции в прокуратуру Кильмезского района по телефону 2−11−35.

По результатам рассмотрения сообщения принимается одно из следующих решений:

  1. О возбуждении уголовного дела
  2. Об отказе в возбуждении уголовного дела
  3. О передачи заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или заявления по подсудности в суд по делам частного обвинения
  4. О возбуждении дела об административном правонарушении
  5. О вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
  6. О передачи заявления (сообщения) о происшествии по подведомственности
  7. О передаче заявления (сообщения) о происшествии в иной территориальный орган внутренних дел
  8. О приобщении заявления (сообщения) о происшествии к материалам ранее зарегистрированногосообщения о том же происшествии
  9. О приобщении заявления о происшествии к материалам специального номенклатурного дела
  10. О передаче заявления в подразделение делопроизводства и режима

О принятом решении в обязательном порядке информируется заявитель с разъяснением ему его прав и порядка обжалования принятого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Хочу добавить, что своевременное обращение граждан в органы внутренних дел о фактах преступных посягательств зачастую способствует скорейшему их раскрытию и привлечению к ответственности виновных лиц.

Начальник штаба МО

К.В. Мальцев