В наш век стремительного развития науки и новых информационно-телекоммуникационных технологий граждане имеют возможность получать любую интересующую их информацию одним нажатием на кнопку мобильного устройства, учиться и работать, а также общаться с родными и друзьями, не выходя из дома. Мы сами, не задумываясь, выкладываем на своих страничках в социальных сетях наши личные данные, семейные фото, номера телефонов, и прочую информацию о себе и своих близких, которую активно используют злоумышленники в своих мошеннических схемах.
В последнее время на территории обслуживания МО МВД России «Кильмезский» участились случаи обращения граждан в полицию в связи с совершением в отношении них преступлений, которые в Уголовном кодексе РФ квалифицируются как «неправомерный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной заинтересованности». Только за май 2024 года следственными органами МО МВД России «Кильмезский» возбуждено 5 таких дел.
Рассмотрим, как действуют эти схемы. Гражданину в мессенджерах Вацап, Вайбер, Телеграмм, либо просто на абонентский номер сотовой связи поступает звонок. Звонящий представляется оператором сотовой компании, сообщает, что у гражданина закончился договор о предоставления услуг сотовой связи, и для его продления предлагает продиктовать две цифровые комбинации, полученные гражданином в смс-сообщениях, что последний, не задумываясь, выполняет. Таким простым способом мошенники получают доступ к личному кабинету гражданина на портале «Госуслуги», то есть получают доступ к персональным данным «жертвы» и возможность их использования в корыстных целях. После гражданин живет обычной жизнью, в то время как на его имя злоумышленниками могут оформляться займы, кредиты, составляться от его имени фиктивные договоры
В продолжение данной схемы, через некоторое время «жертве» вновь поступает звонок. Звонивший может представляется сотрудником Центробанка, правоохранительных органов, либо иных структур, который сообщает «жертве», что злоумышленники взломали ее личный кабинет на «Госуслугах». Далее события могут развиваться по двум сценариям: «жертве» сообщается, что злоумышленники оформили от ее имени кредит в одном из банков, сумму которого направили на счет жителя Украины для поддержания ВСУ, запугивают уголовной ответственностью за измену Родине и предлагают «замять» это дело путем перевода значительной денежной суммы на указанные мошенниками счета. Во втором варианте «жертве» сообщают, что к ее банковским счетам получен доступ и убеждают перевести деньги на «безопасные» счета, путем установки на телефон приложения удаленного доступа «Mir Pay», в которое «жертва» вводит номера карт, указанных мошенниками, на которые впоследствии переводит все свои сбережения, находящиеся на банковских счетах.
Таким образом, не прилагая особых усилий, пользуясь беспечностью потерпевших, мошенники завладевают внушительными денежными суммами, исчисляемыми сотнями тысяч и даже миллионами рублей.
Необходимо обратить внимание еще на один способ неправомерного доступа в личный кабинет: гражданин пользуется сим-картой с абонентским номером сотовой связи, который использует как пароль доступа в личный кабинет на портале «Госуслуги». Через некоторое время гражданин прекращает пользоваться данной сим-картой (теряет, меняет номер,
МО МВД России «Кильмезский» в очередной раз предупреждает граждан: будьте бдительны! Не доверяйте лицам, которые представляясь сотрудниками банков, сотовых компаний, спецслужб, просят по телефону сообщить какие-либо цифровые комбинации, пришедшие в смс- сообщениях, реквизиты банковских карт, счетов, номера паспорта, СНИЛС, ИНН и другие персональные данные — это мошенники!!! Помните, что ваша финансовая безопасность в ваших руках!
По всем фактам, имеющим признаки мошенничества, незамедлительно информируйте сотрудников полиции по телефонам 8(83 338) 2−19−90, или «02» (звонок с мобильного на «020»)