Дороги.
В 1933 году в районе организовано Автодор — Бюро из трех человек.
В 1960 году открылось регулярное грузопассажирское движение Кильмезь- станция Сюрек, Кильмезь — Максимовская. Стоимость проезда была 15 копеек за километр.
В 1961 году открылась новая автобусная линия Кильмезь — Дамаскино. Автобус ходил во вторник, четверг, субботу и воскресенье два раза в день.
В 1969 году впервые был построен деревянный мост через реку Кильмезь. До этого существовала паромная переправа. Стоимость перевозки на пароме стоила с пешего пассажира 20 копеек, с конных: на 1 лошади — 75 копеек, на 2-х — 1 рубль. В период половодья плата за переправу конных увеличивалась в 2 раза.
В 1969 году была построена бензозаправочная станция в поселке Кильмезь. Располагалась выше заправки в сторону деревни Малая Кильмезь.
В 1970 году был пущен в эксплуатацию новый автовокзал и появились первые автобусы. До этого остановка находилась на улице Первомайская и на дальние расстояния пассажиров возили на грузотакси. Из близлежащих деревень, например из Микварово, детей в школу и детский сад зимой возил в санях (их еще называли «теплушки») колхозный гусеничный трактор.
В 1972 году завершилось строительство объездной дороги, идущей по полю вдоль поселка от бензозаправочной станции до телевышки.
В 1988 году для реализации государственной программы «Дороги Нечерноземья» был образован военный дорожно-строительный корпус, состоящий из четырех бригад, которые дислоцировались в Котельниче, Яранске, Зуевке и Кильмези. За пять лет военными было построено 2000 км дорог с твердым покрытием связавших районные центры с центральными усадьбами колхозов, совхозов, областным центром. В нашем районе военные строители еще строили дорогу Кильмезь-Сюрек.
В 1989 году построен железобетонный мост через реку Кильмезь.
В 2000-х годах была достроена дорога Кильмезь-Нема. С этого момента вся дорога до Кирова от Кильмези стала асфальтированной.
архива, Кильмезского муниципального музея, сети интернет
подготовила зав. архивным сектором О.Ю.Огородникова