Служба Гостехнадзора была организована постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС» от 18 апреля 1958 года № 425. Создание Гостехнадзора неразрывно связано с возникновением права собственности у сельхозпроизводителей на технику и своими корнями уходит в далекий 1958 год, когда было принято решение о ликвидации МТС (машинно-тракторных станций) и передаче машин колхозам. Этим документом введена должность государственных технических инспекторов в системе РТС (ремонтно-технических станций), пришедших на смену МТС. В их задачу входило осуществление контроля и оказания помощи колхозам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка.
С образованием в феврале 1961 года Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника», служба технического надзора передана этой организации. и Государственный технический инспектор входил в состав районного объединения «Сельхозтехника». Он 2 раза в год проводил технический осмотр машинно-тракторного парка, проверял ход и качество ремонта, хранение техники, нефтепродуктов, запасных частей. При списании машин и оборудования требовалось заключение инспектора о техническом состоянии объекта. Кроме этого, он участвовал в комиссии по проверке знаний и практических навыков механизаторов, прошедших курсы по подготовке и переподготовке трактористов, комбайнеров, принимал экзамены у трактористов по правилам уличного движения и выдавал им разрешения на допуск к управлению тракторами. Инспектор имел право за грубые нарушения правил технической эксплуатации и правил техники безопасности изымать у механизаторов удостоверение, на должностных лиц, непосредственно отвечающих за техническое состояние машинно-тракторного парка, накладывать денежный начет в размере до 10 рублей.
Постановлением Совета Министров СССР
Управление сельского хозяйства постоянно реорганизовывалось, то в районное агропромышленное объединение, то вновь в управление сельского хозяйства, соответственно происходило и переподчинение инспекции Госсельтехнадзора. В период существования Агропрома (1986−1989) на инженеров инспекторов возложили обязанности по регистрации тракторов кооператоров и находящихся в личной собственности граждан.
После распада СССР, согласно постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации
На основании постановления Правительства Российской Федерации
Основная задача инспекции — осуществление государственного надзора за техническим состоянием. тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования, в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе — за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.
Кроме выполнения надзорных функций инженеры-инспекторы осуществляют:
- регистрацию поднадзорной техники и выдачу на них государственных регистрационных знаков;
- проведение периодических государственных технических осмотров;
- прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста);
- обследование учебных заведений для дальнейшего рассмотрения вопроса аккредитации и получения лицензии на право подготовки трактористов-машинистов;
- оценку технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования;
- участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники;
- контроль за исполнением владельцами машин обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- администрирование поступлений в бюджеты госпошлины, сборов и штрафов Гостехнадзора;
- контроль и передача данных о зарегистрированных машинах и их владельцах в налоговые органы;
- производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.