100-летие архивной службы в России

100 лет назад — 1 июня 1918 года Советом народных комиссаров был издан Декрет об архивах. Новой власти было необходимо собрать в одном месте бумаги тех организаций, которые прекращали своё существование после революции (жандармерии, земств, городских дум, Синода, статистических комитетов).

Понимание, что архивы будут необходимы для будущих поколений, у историков сложилось ещё до революции, и первые архивы в России появились после Указа Петра 1 от 10 марта (по новому стилю) 1720 года. С тех пор все органы власти должны собирать и хранить свои документы. Специального образования для должности архивариуса не требовалось (вплоть до начала 20 века) сенатом было решено, чтоб «…в архивариусы избирать людей трезвого жития, неподозрительных, в пороках и иных пристрастиях непримеченных…».

Возможно, именно из-за «почетного» возраста, профессия архивиста окутана массой стереотипов и кажется многим устаревшей и скучной. В воображении людей, далеких от архивной жизни, так и рисуются длинные коридоры стеллажей с тоннами бумажных папок. Но современные архивы организованы таким образом, чтобы документы хранились как можно дольше, чтобы в них были использованы самые современные технологии для хранения, в общем, это интересная, а порой и высокотехнологичная работа. Безусловно, сбор, хранение и поддержание должного состояния документов, выдача копий или подготовка архивных справок — одни из главных функций архива. Но не единственные. Сотрудники нашей службы готовят различные выставки на основе документальных материалов, проводят экскурсии по архиву. Организовывают семинары по делопроизводству для учреждений, являющихся источниками комплектования архива, проводят проверки состояния хранения документов в учреждениях. Кроме того, ведут исследовательскую работу, без которой зачастую невозможно установление объективной исторической картины.

На Вятке государственный архив официально появился тоже в 1918 году. В Кировской области сохранились сотни тысяч документов, по которым можно проследить почти всю нашу историю, начиная с XVI века до сегодняшнего дня. Более 1,5 миллионов из них хранятся в Государственном архиве Кировской области (ГАКО).

Кильмезский муниципальный архив образован в 1935 году. Архив — государственное учреждение, он владеет, пользуется и распоряжается частью документов Архивного фонда Российской Федерации находящихся в нашем архиве. На 1 января 2018 года в нашем архиве хранится 156 фондов в количестве 33 653 единицы хранения, из них 10 900 — документы по личному составу, организаций прекративших свою деятельность.

В Кильмезский архив люди приходят с разными целями. Большинство по необходимости — нужно срочно собрать сведения о зарплате, подтвердить стаж, получение государственной награды, право на земельный участок. Очень часто к нам обращаются исследователи, которые изучают историю района, своего поселения, деревни, историю своей семьи. Так, например, в период президентской выборной компании 2018 года школьники изучали по документам архива историю местных выборов в Советский период, а в течение 2017 года в читальном зале архива работали 7 исследователей по различным темам.

Сложнее дело обстоит с подтверждением трудовых историй. Документы по личному составу должны храниться в организациях 50−75 лет. Если организация существует в настоящее время, то за справкой обращаются именно туда. Особенно обидно за граждан, работавших на прекративших свое существование предприятиях, которые не сдали на хранение документы в архив. Они не только не могут подтвердить свой стаж, собрать сведения о зарплате — такой творился бумажный беспредел (забота о сохранности документов воспринималась как ненужная обуза и лишняя трата денег), но иногда и доказать сам факт работы. После многочисленных реорганизаций такие предприятия исчезали вместе с документами. Архивисты в данном случае помочь не могут, необходимо искать свидетелей, обращаться в суд. Чтобы не было неожиданностей и лишних хлопот при оформлении пенсии, нужно ответственно относиться к ведению своих трудовых историй, требовать этого от руководителей предприятий.

Обращаться в архив для получения справок следует значительно раньше до наступления пенсионного возраста (за 9−12 месяцев), т.к. архивный поиск — вещь достаточно трудоемкая, а срок исполнения запроса один месяц. Чтобы составить справку сотрудникам архива предстоит пролистать не один десяток дел, чтобы ответ был дан своевременно и содержал, действительно, необходимые сведения. К примеру, в 2017 году в архив поступило 1395 запросов, для их исполнения использовано 7000 дел.

Жизнь никогда не стоит на месте, она движется вперед, развиваясь и обогащаясь. При всем при этом необходимо помнить, что документы сейчас — это средство управления, а документы завтра — свидетели истории, несущие в себе факты, суждения, оценки и ошибки. То есть это материальный носитель истории, который мы, архивисты, обязаны сохранить для потомков.
В день профессионального праздника, хочется от всей души поздравить ветеранов архивного дела, коллег — архивистов, специалистов, отвечающих за архивы организаций, пожелать здоровья, семейного благополучия, неугасаемого интереса к своему труду.

Зав.архивным сектором
администрации района
О.Огородникова